Информационный научно-популярный портал
НАУКА в РФ и за рубежом

глазами блогера (новая версия с 31.03.2020, еженедельник, просмотров с архивом 421553)

к архиву новостей с 01.09.2018 по 23.02.2019
на главную

РФ

Институты и конференции

Международные с РФ

Зарубежные
ВСЕ НОВОСТИ

  Последние добавления
Все новости
(последние 10 )


2020-06-01
Уточнены свойства загадочной частицы X(3872) в ЦЕРН
Подробнее

2020-06-01
США впервые за девять лет снова сами полетели к МКС
Подробнее

2020-06-01
Космическая реакция и новый способ синтеза наночастиц
Подробнее

2020-06-01
Астрономы зарегистрировали мерцание черной дыры в центре Млечного пути
Подробнее

2020-06-01
Горячие массивные звезды и невозможность экзопланет
Подробнее

2020-06-01
В РНК нашли отвечающие за эффективность синтеза белка участки
Подробнее

2020-06-01
Отчаявшиеся рыбки и антидепрессанты
Подробнее

2020-06-01
Модель атмосферы над Атлантикой
Подробнее

2020-06-01
Минздрав одобрил российский препарат против COVID-19
Подробнее

2020-06-01
Вакцина против COVID-19 в России может появиться к концу лета
Подробнее

 

 

 

новость в темах: • КОСМОС • Техника и миссии • ТЕОРИЯ и ПРАКТИКА • Технологии и материалы • Российские

2020-04-23 (№ 20)
Космический парус для наноспутника и дальних перелётов

Россия (Самара), Вести Российские специалисты показали: межпланетные зонды под солнечным парусом — перспективное транспортное средство на просторах Вселенной. Исследователи математически доказали, что парус создаст достаточную тягу и не выйдет из строя даже при перелёте к Юпитеру. Напомним, что солнечный парус работает примерно так же, как морской, только отражается от него не ветер, а солнечный свет. Такой двигатель не нуждается в топливе. Он создаёт не самую большую тягу, зато может работать непрерывно в течение многих лет. В пустоте космоса даже небольшое постоянно действующее ускорение в конце концов придаст зонду огромную скорость.

Впервые космический парус был испытан в 2010 году в рамках миссии IKAROS. А летом 2019 года спутник Земли впервые в истории изменил орбиту с помощью такого устройства.
Однако солнечный парус ещё никогда не применялся для межпланетных перелётов. Более того, предварительные расчёты на эту тему грешили упрощённостью.
"Ранее при моделировании не учитывался целый ряд обстоятельств: например, что парус может отражать не весь падающий свет, что форма его поверхности отличается от идеальной плоскости или что его материал может стареть и деградировать под воздействием излучения", — рассказывает профессор кафедры динамики полёта и систем управления Самарского университета Ольга Старинова

Теперь самарские исследователи создали собственный проект межпланетного парусника, учитывающий все эти нюансы. Более того, они предложили способ увеличить манёвренность космической каравеллы.
"Проект уникален тем, что космический парусник будет маневрировать без использования топлива. Идея в том, что жидкокристаллическая плёнка, покрывающая паруса, под действием электрического тока с солнечных батарей меняет свою прозрачность, тем самым меняя отражающую способность разных участков паруса и, следовательно, траекторию полёта", — делится подробностями ассистент кафедры высшей математики Самарского университета Ирина Чернякина.

Свои расчёты Чернякина изложила в научной статье, опубликованной в журнале Advances in Space Research.
Специалисты считают, что их расчёты позволяют перейти к созданию первых межпланетных парусников уже в ближайшие годы.

Исходник статьи
Солнечное плавание в реалистичном режиме, основанном на локально-оптимальных законах управления
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0273117720300508?via%3Dihub

АННОТАЦИЯ

Баллистическое проектирование солнечных парусных миссий в Солнечной системе состоит из определения конструктивных параметров, программ управления и траекторий, обеспечивающих достижение целей полета. Использование космического аппарата "солнечный парус" накладывает определенные ограничения на параметры полета, которые включают в себя ограничение деградации на продолжительность полета, максимальную температуру поверхности солнечного паруса, минимальное расстояние до Солнца, максимальную угловую скорость вращения космического аппарата и другие.

Многие авторы рассматривали влияние этих ограничений на проектирование миссии отдельно, но они использовали сложный метод нахождения точного оптимального управления движением или применяли наиболее простые законы управления движением. В настоящей работе для описания методики проектирования межпланетных миссий используются локально-оптимальные законы управления при полных математических моделях движения и функционирования космических аппаратов с солнечным парусом. Описанный метод позволяет избежать необходимости получения точного оптимального решения задачи управления и не вызывает значительных вычислительных трудностей.



Более ранние новости, тоже про солнечные паруса - 11 марта 2020, Известия

Наноспутник «Лебедь» отправят в космос на солнечном парусе

https://iz.ru/985468/2020-03-11/nanosputnik-lebed-otpraviat-v-kosmos-na-solnechnom-paruse

Российский наноспутник «Лебедь» может стать первым космическим аппаратом, покинувшим земную орбиту с помощью солнечного паруса. Летный образец спутника могут представить уже через три года, после чего последует тестовый полет.

Технику планируется использовать для исследовательских миссий, которые станут дешевле за счет отказа от применения тяжелых маршевых двигателей — это позволит снизить общий вес отечественного зонда. Основное отличие «Лебедя» от иностранных разработок — уникальная роторная конструкция двухлопастного паруса, позволяющая увеличить его площадь в 10 раз.

Как рассказал старший преподаватель МГТУ им. Баумана Александр Попов, на «Лебеде» будет установлен запатентованный университетом двухлопастной роторный парус, для развертывания которого не требуется каркас.

«Благодаря этому мы рассчитываем в 10 раз увеличить его площадь при том же весе конструкции», — отметил ученый.

По словам Попова, новый аппарат будет доставлен ракетой-носителем на орбиту высотой в 1 тыс. км. После чего он начнет управляемое вращение, инициируемое с помощью маневровых электротермических двигателей — резистоджетов (необходимую энергию они получат от солнечных батарей). При этом за счет центробежной силы из специальных цилиндров по обеим сторонам спутника будут выпущены два паруса с односторонним светоотражающим покрытием. Их суммарная длина составит около 320 м.

Более развернутое описание конструкции и закономерностей, на которых основана ее работа

https://iz.ru/976377/aleksandr-bulanov/unesennyi-vetrom-lebed-otpraviat-v-kosmos-na-solnechnom-paruse



Источник - Новостной портал Вести

 

 

   

 

Сайты партнеры

 

Мир реки времени


От истории
к современности



mir.k156.ru

Фантастика
детектив

shar.k156.ru

 

Неоднозначное
мироздание

 

История Костромы

 

costroma.k156.ru

 

 

 

 

СВЕЖИЕ НОВОСТИ ИЗ ВСЕХ ТЕМ (последние 20):

 
 

 

 
(с) ООО "Новый город". Создание сайта Шаройко Лилия