2021-03-18 (№ 51) Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 31: зачем шмелей научили играть в футбол?
Локализация происходящего и источник в СМИ: Психологи Школы биологических и химических наук Университета Куин Мэри в Лондоне. Портал Нейронауки.
Существа с очень маленьким мозгом тоже способны к сложному обучению: такую гипотезу решили проверить учёные из отделения биологической и экспериментальной психологии Школы биологических и химических наук Университета Куин Мэри в Лондоне. Им удалось научить шмелей… играть в футбол. Или в гольф, смотря на то, упрощением какой игры считать эксперимент британских учёных. Результат был настолько хорош, что статью об этом приняли и опубликовали в «большом» журнале Science.
В первой части исследования на круглом «футбольном поле» с края размещали мяч, а в центре находилось углубление, в котором пряталась порция сладкого сиропа. Для того, чтобы показать шмелям, что нужно делать с мячом и после получить награду в виде сиропа, учёные сделали искусственного шмеля-марионетку, которым управляли при помощи палочек. После серии показов, как «пинать» мячик, все шмели, прошедшие обучение, смогли довести мяч до углубления. Те шмели, которым не довелось увидеть дриблинг искусственного собрата, не сумели понять, что от них хотят. При этом не смогли добиться результата и насекомые, которым показывали только движение мяча (его двигал магнит под «футбольным полем».
3D-модель мозга шмеля. Видео: Natural History Museum
Следующее задание было сложнее: на поле стояло несколько мячей, однако ближние к полю приклеивали. Обученные шмели в итоге брались за дальний мяч и катили его в лунку, на что смотрели необученные. Когда потом наблюдавших шмелей выпускали на поле, они сначала брались за ближние мячи, полагая, что так они быстрее получат награду. То есть, мозг насекомого не просто копирует действия, а оценивает трудозатраты и выбирает самый экономный путь. Кроме того, обученные шмели смогли понять, что им нужно, даже тогда, когда на поле выкатывали шар другого цвета.
Наше исследование вбивает последний гвоздь в гроб идеи о том, что маленький мозг не даёт насекомым развивать поведенческую гибкость и что они не имеют способности к обучению самым простым паттернам поведения», — говорит руководитель исследования Ларс Читтка (Lars Chittka), профессор Школы биологических и химических наук Университета Королевы Марии.